Информация о Шаолине
441
________________________________________
Суншань Шаолиньсы - монастырь Шаолинь в горах Сун был основан в 19 году эры Тхайхэ в период Северная Вэй (495г) индийским монахом Бато.
Торжественное открытие монастыря состоялось 19 числа 2 месяца (~31 марта) .
Согласно шаолиньской летописи, название монастыря происходит от его географического расположения и буквально означает - монастырь в лесу на горе Шао-ши.
________________________________________

Что из себя представляет монастырь Шаолинь и его обитатели сегодня.

Постараемся дать краткое описание внешнего вида и внутреннего устройства этого столь знаменитого монастыря. Надо сказать, что за всю историю Китая монастырей с названием Шаолинь было около 10 (включая самый знаменитый Южный Шаолинь), также в силу широкого распространения китайской культуры во всей Юго-восточной Азии существовали аналогичные монастыри в Японии, Корее и Вьетнаме. Но до нынешних дней все же уцелел лишь один, тот самый Северный монастырь Суншань Шаолиньсы. Несмотря на многочисленные пожары, стоит и поныне, вдохновляя массы поклонников. И хотя современная жизнь значительно отличается от того легендарного времени, но и сейчас, как в прошлом, можно встретить людей, порой лишь с одной котомкой за плечами, приходящих в Шаолинь только по одному искреннему движению души. Шаолинь, кажется, уже невозможно сжечь, возрождаясь каждый раз из пепла, вновь торжествует его вечная идея гармонии духа и тела. И она, как бы уже, независима от того реального места, где расположен сам монастырь. (Чаньская задача гласит: - Где находится монастырь Шаолинь? - Он находится там, где ты есть.).

Внешний вид современного суншанского Шаолиня представляет собой монастырь образца последней цинской династии. До 1980г от монастыря сохранялось лишь то, что уцелело после пожара 1928г - всего несколько павильонов в полуразваленном виде. Но после того, как правительством Китая было принято решение сделать здесь туристический центр, монастырь был восстановлен примерно в прежнем виде. Очевидно, что внешний вид Шаолиня в эпохи разных династий, т.е. на протяжение его истории, менялся и есть тому достоверные свидетельства (на фресках в "Зале белых одежд" представлен монастырь минской династии).

Монастырь расположен на склоне горы Шаоши. Нижние его ворота представляют собой вход в монастырь с южной стороны (они также имеют название "Горные ворота" - shan men), Северных задних ворот в настоящее время не существует. Склон горы довольно крут, так что внутри монастыря каждый последующий двор расположен значительно выше предыдущего, и т.о. сам монастырь напоминает лестницу. По периметру около 800-900 метров стена, окружающая его высотой 2,5-3 метров, выкрашена в традиционно киноварный (густо-красный) цвет, черепица же крыш по древнему китайскому регламенту покрыта зеленой глазурью.

На южном фасаде монастыря расположены трое главных ворот: центральные - для торжественных случаев, а справа и слева - для повседневного пользования. Но сейчас для посетителей всегда открыты только центральные ворота. Двор перед входом выложен каменными плитами, как, впрочем, и в самом монастыре. Камень горы Суншань хорошо обрабатывается, поэтому здесь очень развита резьба по камню (при огромном дефиците дерева). Камень широко применяется и в традиционном строительстве и для изготовления стел, оград, лестниц, и даже мебели. Причем все это обязательные атрибуты традиционной китайской архитектуры, будь то парк, музей, монастырь или Дворец Императора. Из этой же породы мягкого камня сделаны и статуи львов перед входом в монастырь. Такие каменные статуи издревле ставит перед своим фасадом любая, уважающая себя организация в Китае. Львы перед Шаолинем изготовлены в эпоху династии Цин и разительно отличаются по внешнему виду от изготавливаемых ныне во многочисленых каменоломнях провинции Хэнань. Высота шаолиньских монументов 3 метра и сделаны они из больших кусков камня.

442

Двор перед монастырем с западной и восточной сторон предваряют каменные ворота. Они служат входом во двор справа и слева. Ворота относятся к эпохе Минской династии . Надпись на верхней балке восточных ворот посвящена монаху Бато - оснавателю монастыря. На западных - "Суншаньский Чаньский монастырь Шаолинь" и "Великая колесница несокрушима". Узор над надписью представляет собой драконов, дерущихся за жемчужину и львов, держащих в лапах шар - символы власти и могущества.

443

Преодолев 15 ступеней, вы оказываетесь в проеме главных ворот.Над ними надпись справа налево "Монастырь Шаолинь". По свидетельству историков надпись сделана самим легендарным императором Канси. Табличка много раз погибала в огне пожара, но каждый раз бережно восстанавливалась вновь.

444

Внутри вы попадаете в первый павильон монастыря. Вас встречает большой, ярко раскрашенный, смеющийся Будда Майтрейя (по кит. Милэфо - будда радости, будда грядущего). Его также называют "Будда с большим животом".

445

Чему же посвящен этот странный будда, открывающий для вас монастырь Шаолинь? Согласно традиции в мир периодически приходят великие просветленные Учителя. Последний будда - Шакьямуни, 7 по счету. Следующим буддой станет Майтрейя, находящийся сейчас на небе Тушита. Он воплотится, когда придет время, когда иссякнет сила учения нынешнего будды. Но существует предание, что Майтрейя, якобы, уже посещал наш мир в виде толстого добродушного монаха с холщовым мешком. В мешке его Великая Пустота (Та Кхун) - т.е. сущность всего мира, а в огромном животе его исчезают все страдания и печали Поднебесной. Несмотря на то, что бодхисаттва Майтрейя имеет много образов и ипостасей, в Китае наибольшей популярностью пользуется именно образ "толстого монаха". Тому, очевидно, есть несколько причин. Издревле в Китае большой живот и тучность символизировали мирское счастье и благополучие. Традиционное мировоззрение уделяло большое внимание физическому здоровью и телу, будь то китайская медицина, цигун или культура питания (существует даже пословица "китайцы большое внимание уделяют еде, а не одежде" пер. А.К.). Учитывая довольно худощавое происхождение среднего обитателя Серединного государства, народное сознание всегда восхищали объемные формы тела (как, впрочем, и везде на Востоке). И такое внешнее выражение символа счастья очень понимаемо простым народом. Глядя на Майтрейю, и в самом деле, трудно не улыбнуться, а значит, его цель достигнута - вы радуетесь!

Здесь же в воротах вы проходите билетный контроль и попадаете внутрь самого монастыря. С другой стороны ворот, спиной к Майтрейе находится Защитник буддийского Учения - Вэйто (Сканда). Он является предводителем небесного воинства и охраняет учение будд между их воплощениями. В воротах он устанавливается, потому что призван следить за входящими в монастырь, приветствуя добродетельных и прогоняя пришедших со злыми намерениями. Культ воинских бодхисаттв вообще весьма популярен в Шаолине в силу специфики монастыря, как центра боевых искусств. Здесь их гораздо больше, чем в других буддийских храмах (Цзиньнало, духи Хэ и Хн и т.д.).

446

Первый двор Шаолиня, т.е. пространство между входными ("горными") воротами и залом Небесных правителей называется "Двор стел", т.к. здесь вдоль обеих сторон дороги установлены множество каменных стел от различных организаций, выражающих глубочайшее почтение Шаолиню (китайских институтов и школ ушу, японских организаций боевых искусств и даже одной швейцарской федерации). Всеобщее внимание привлекает огромное раскидистое дерево, мощные корни которого вздымают каменные плиты пола. Это излюбленное место отдыха монахов, по их рассказам дереву около тысячи лет.

447

Из двора стел налево, с западной стороны расположен большой двор, замкнутый с четырех сторон. Называется он "Двор кулачного искусства" (Чхуй шань тан). Раньше здесь проходили тренировки монахов.

448

Теперь же здесь, по периметру двора расположены 14 ниш, в которых установлены деревянные (на самом деле деревянный каркас покрытый снаружи чем-то вроде ДСП) скульптуры монахов (более 200 человек). В этом дворе можно как бы ознакомиться с тем, что составляло основу практики кунфу Шаолиня, и основными эпизодами его истории: чаньская медитация (цзуо чань), буддийская служба (ниэнь цзин), знаменитая техника цигун - бадуаньцзинь (8 кусков парчи), основные стили кунфу (Сяохун цюань, Тахун цюань, Тунбэй цюань, Лохань цюань, Чхаоян цюань, техника парной работы Люхэ цюань - представлены основные характерные приемы этих стилей), освещены 72 упражнения Шаолиня, истории: о спасении монахами Танского императора Лишимина, настоятель Сяошань посылает отряды для освобождения страны, борьба монахов с японскими пиратами и о том, как монахи передают свое боевое искусство мирянам. На самом деле, конечно же, скульптуры имеют мало общего с реальной практикой монахов. И если первые изображения сделаны достаточно реально, то тщательность их убывает по ходу движения от ворот вглубь двора, так что последние скульптуры уже довольно схематичны. В центре двора небольшая песчаная площадка (очень удобная для занятий - А.К.), а за ней композиция из камней и деревьев.

В этом же дворе находится официальная приемная бывшего главного тренера монастыря Шаолинь - учителя Ши Дэяна.

449

С восточной стороны "Двора стел" - двор заросший бамбуком. Это место отдыха и медитации монахов. По периметру выставлено около 200 каменных изображений и стел с надписями знаменитых калиграфов, подаренных монастырю. Самый древний экспонат - стела эпохи Северной Вэй (т.е. времени основания Шаолиня, 5 век н.э.), высотой 1 метр.

4410Здесь же знаменитое изображение Бодхидхармы, переправляющегося через Чханцзян (Янцзы) на стебле тростника. Изготовлено оно во время династии Мин (1624 г.), и ныне растиражировано на многочисленных сувенирах. Традиция преписывает Бодхидхарме мистическое умение облегчать свой вес - прообраз цигуна легкости. Вообще, символ "переправляющегося" очень популярен в буддизме, т.к. означает переход сознания с "берега" сансары, заблуждающегося состояния сознания, на "берег" нирваны - полного просветления.

Зал Небесного Правителя, сгоревший в 1928 г. восстановлен в 1982 г. Это вход в ритуальный двор монастыря. При входе справа и слева вас встречают (а точнее проверяют) два огромных духа - это "алмазные воины", генералы Хэ и Хн. Так же как и Вэйто, эти бодхисаттвы несут энергию действия, защиты и очищения.

4411

С обратной стороны ворот стоят 4 небесных правителя - Вирудхака (с мечем), Дхртараштра (с лютней), Вивупакша (с пагодой), Дханада (с зонтиком). По буддийским представлениям Небесные Правители (Тхиень Ван) управляют четырьмя сторонами света, располагаясь на 4 сторонах центра мира - горы Сумеру (Сюйми шань). Им подчиняются целые воинства низших богов и духов. Небесные Правители (санск. Локатара ) по мере освоения буддизмом различных регионов Азии меняли свое название и количество.

 

Так в Китае ими оказывались первые мифические императоры Поднебесной, обращенные в буддизм и хранящие теперь учения Просветленного. Вообще сама структура монастыря должна была, как бы отражать структуру "мира небесного", в том виде, каким его представляют буддисты. Миры богов располагаются вертикально, а на земле все это находится на плоскости. Но можно проследить примерное соответствие с космогоническими представлениями классической Абхидхармы. В монастыре, так же как и в верхних мирах есть ворота охраняемые "стражами неба", Небесные Правители всех сторон света, места пребывания богов и архатов, а так же некоторые соответствия схемам буддийской медитации.

 

4413

Самый главный зал, с ритуальной точки зрения, конечно же "Зал трех будд". Он называется так же "Драгоценный зал великих героев", или Фо тхан - зал будды. Это самый главный зал в Шаолине. Он восстановлен в 1986 году на месте сгоревшего в 1928 году. Длина его 24,57 метра, ширина 20,5 метров, высота 19 метров. Имеет четверо ворот. Трое с фасада здания, одни сзади. Практически все главные ворота всех китайских построек ориентированы на юг. Зал сквозной, но в силу того что в нем часто проводятся службы, обычно сквозной проход здесь не разрешается.

 

4415

Сразу напротив входа Вы видите три огромных золоченых изваяния будд трех миров. Они также символизируются великих просветленных учителей прошлого, настоящего и будущего. Золоченые же троны высоко поднимают их над бренным миром, они умиротворенно погружены в себя и одновременно присутствуют в зале, как бы наполняя его огромным количеством чистой энергии. Суетные мысли и бесполезные раздумья замирают в их присутствии. Возбужденное сознание успокаивается. Аромат благовоний пропитывает стены зала.
Здесь же перед алтарем расположены предметы необходимые для ежедневного буддийского ритуала: слева большой барабан, справа огромная деревянная "Рыба" (Му юй - пустотелый деревянный предмет круглой формы с изображением рыб, на ней отбивают ритм во время служб).

Перед алтарем же на каменном полу есть подушки для медитаций и подставки для поклонов. По обеим сторонам зала расположены 18 фигур архатов (буддийских святых) в различных характерных позах.

Обычная процедура общения верующих и посетителей монастыря с Буддой проходит так : сначала пришедший должен бросить в ящик перед алтарем какую-нибудь монету начиная с 1 фэня и выше (бросают много), затем взять тут же лежащие на столе у дежурного монаха курительные свечи (обычно не менее трех) и поставить в особый сосуд перед алтарем; или в большую курильницу на улице, прямо напротив ворот зала (свечи должны тлеть, но не в коем случае не гореть, также не принято задувать их). Затем, обращаясь к Будде, посетитель три раза опускается на колени, в поклоне касаясь лбом подставки, ладони при этом нужно повернуть вверх. Монах, присутствующий здесь, должен каждый поклон сопровождать ударом в медный сосуд. Долгий и глубокий звук от удара теряется в высоте зала, как бы донося до Будды нужды верующих.

Центральная фигура - Будда Шакьямуни, по обеим сторонам от него почтительно приветствуют Учителя два его лучших ученика, два первых патриарха буддизма (после самого Будды Шакьямуни) - Мудрый старец Махакашьяпа и бесконечно преданный учителю Ананда. Шакьямуни, являющийся для нас собственно основателем буддизма - Будда нашего мира (по санскритски он называется Saha). Это мир страдания, и обучение происходит здесь путем Терпения (кит: ren ru bo luo mi).

Справа расположен Будда Яошиван (Будда Лекарь) - он является в особом "хрустальном мире" Восточной страны, также имеет название "Так приходящий Хрустального Света". Считается, что он подобно лекарю излечивает болезни и страдания живых существ, обращающихся к нему, освобождает людей от гнета жестоких правителей, дает нуждающимся пищу, одежду и кров. Учение его ведет живые существа в Мир Удовлетворения и Светлой Радости. Будда - Лекарь также имеет небесное воинство из 12 стражей - духов охраняющих учение.

Слева от Шакьямуни - Будда Западного Рая Анитабха. Это, пожалуй, наиболее популярный Будда в Китае, считается, что поклоняющийся ему обретает новое рождение в Чистой Земле Сукхавати (Цзинь Тху). Там живые существа достигают состояния Предельной Радости и Полного Блаженства. Школа Цзинь Тху, основой практики которой, является культ Амитабхи, в настоящее время самая влиятельная в стране и самая многочисленная по числу ацептов и сочувствующих. Путь к Освобождению от страданий здесь лежит через развитие Безграничной Веры и многократное произнесение имени Амитабхи ("Nan Wu A Mi Tuo Fo / Нань Ву Амитофо").

Будды трех миров соотносятся также с буддами трех времен - настоящего, прошлого и будущего. Особенностью "Зала Великих Героев" в Шаолине служит то, что три главных культовых фигуры будд сопровождают два изваяния святых имеющих непосредственное отношение к самому монастырю. Это фигура Дамо (Бодхидхармы) на стебле тростника переправляющегося через реку (возле Будды-Лекаря) и рядом с Амитабхой - Дух боевых искусств Шаолиня Цзиньнало, держащий в руках шест-дубину. Расположены они здесь, в силу своей особой важности для Шаолиня. Дамо - собственно основатель учения Чань, легендарный буддийский патриарх и также основатель кунфу Шаолиня. Мистическая личность Цзиньнало - ван, считается скорее существом божественного, чем человеческого происхождения, воплощает в себе образ защитника Монастыря и несет энергию запредельного уровня боевых искусств, именно к нему чаще всего обращаются практикующие кунфу в Шаолине (Дамо и Цзиньнало неизменно украшают алтари вусэнов).

В правом нижнем углу зала, как бы скрываясь во тьме, под большим бронзовым колоколом Минской династии (1589 г.) сидит "бодхисаттва Подземного мира" (Тицзанван) покрытый желтой накидкой. По буддийским представлениям, милосердие Просветленных на сферы всех шести миров, и даже в аду существует возможность развития. По словам Шакьямуни "ад не пуст, и в нем присутствует возможность сострадания". Сострадательная мысль Будды создала бодхисаттву подземных миров. Удары в большой колокол призывают его для спасения даже самых безнадежных и разочаровавшихся грешников (Удар в колокол символизирует, хотя бы даже малейший, признак мысли о сострадании, промелькнувший в душе обитателей ада).

Вдоль обеих стен, вглубь зала расположены фигуры 18 лоханей (архатов) по 9 с каждой стороны. Архат (в буддизме) - это тот, кто (личностью его назвать трудно!) достиг просветления, практически полностью очистил свое сознание от притока аффективности (клеша), но не реализовал еще высший "плод" на пути - окончательную Нирвану. Согласно тхераваде и раннему буддизму архат - это самая высокая степень достижения, в человеческом мире. Все 500 главных учеников Будды стали лоханями, т.е. реализовали плод архатства в этой жизни. 18 лоханей неизменно сопровождают Будд главного зала в каждом китайском храме. Они, как бы, слушают учение Просветленного, сами же представляют какой-либо из аспектов его высшей деятельности (нирманакая). Каждый из лоханей знаменит своими деяниями и необычными подвигами. 16 из них индийского происхождения, 2-е китайских: Лохань усмиривший дракона и Лохань победивший тигра, также среди них есть и родной сын Будды Шакьямуни - Рахула (11-ый по счету лохань). Т.о. человек попадающий в Главный зал, не только знакомиться с основными персоналиями буддийской мифологии, но и погружается в атмосферу тех времен , когда сам Будда, странствуя в окружении учеников и бодхисаттв, читал свои проповеди.
С обратной северной стороны Зала Героев находится , украшенная золотом, скульптура бодхисаттвы Гуаньинь, чрезвычайно любимой и почитаемой в Китае. Гуань Ши Инь (или Авалокитешвара - санскр.) в Индии принято считать его мужским персонажем , в Поднебесной же он приобрел женские черты, соединившись с местными легендами о несчастной девушке , чрезвычайно преданной учению Будды и невинно пострадавшей от тирана. Гуань Ши Инь - дословно означает "тот, кто видит все звуки мира" - входит в четверку самых почитаемых махасаттв (великих бодхисаттв) наряду с Маньчжушри, Самантабхадрой и Тицзанваном, обладает безграниченным милосердием, слышит и видит нужды всех страждущих и обращающихся к ней за помощью. Имеет также название "Гуань Цзы Цзай" - "самосущий" - указывает на неограниченную ничем мудрость и способность к неограниченным действиям, а также на способность неограниченного проявления милосердия. Еще ее называют "Так Приходящий Истинной Дхармы" и "бодхисаттва Великого Сострадания". Гуаньинь, в кит. буддизме, имеет множество проявлений и аспектов, и в зависимости от выполняемой функции, она получает соответствующую атрибутику (Гуньинь с ребенком, Гуаньинь держащая сосуд, тысячерукая Гуаньинь и т.д.). В Зале Героев Шаолиня - "Гуаньинь Фиолетового Бамбука" - символ многообразия (многоцветия) жизни, естественного спокойствия и добрых предзнаменований.

Считается, также, что существовало 84 аватары (воплощения) Гуаньинь, в разных ипостасях. Каждая из аватар особо почитается и имеет свою мантру (Все вместе они составляют один из базовых текстов ритуального канона, читаемого на службах - "Та пэй чжоу"). Сами службы ("ниэнь цзин" - чтение сутр) проводятся ежедневно, летом в утреннее время 10 ч, зимой в вечернее время, практически всегда в Главном Зале. На них должна собираться вся монашеская община, но допустимо и присутствие учеников со стороны (послушников), да и просто интересующихся. Во время службы монахи нараспев (как правило наизусть) произносят канонические тексты, такие как "Синь цзин" (Сутра Сердца), "Та пэй чжоу" (Мантра Великого Сострадания) и "Амито цзин" (Сутра Амитабхи) . Несмотря на то, что набор текстов является общим для всех школ и буддийских монастырей Китая, служба монахов Шаолиня имеет отличительную медитативную (чаньскую) направленность. Также имеются произведения и трактаты, созданные в русле традиции Чань и поэтому особо почитаемые здесь (напр. "Лиу тхань цзин" - Сутра Помоста 6-го Патриарха).

В заключение хочется добавить, что согласно уставу, разработанному знаменитым наставником Байчжаном, в чаньском монастыре "Зал Будды" вообще необязателен, также как и его изображение. Его обычно заменяет "Зал Дхармы" (Фа тхан), где монахи должны заниматься медитацией, именно этот зал и должен составлять сердце Чаньского монастыря. Интересно также, что на самых ранних скульптурных композициях индийского буддизма, фигура самого основателя Учения почти никогда не изображалась, ученики как бы группировались вокруг "пустого места", где должен был находиться Будда. "Иногда вместо Будды изображался лишь след его стоп" (Смирнов Б.Л. Очерк о Санкхье). В Китае, в первые века развития учения, Будды ставились, в основном, в тех монастырях, куда был открыт широкий доступ посетителей, и там где наибольшее внимание уделяли ритуально и обрядовой практике (люй пхай), или там где проводились заказные службы, по просьбе высоких сановников.

Две часовые башни, расположенные по западную и восточную стороны от Главного Зала, восстановлены совсем недавно, этими сооружениями было завершено воссоздание облика Шаолиня до пожара 1928 года. Обычно они закрыты для посетителей - туристов, т.к. окончательная отделка еще не завершена.

Часовые башни - две самых высоких постройки монастыря, высота их (около 30 м ) значительно превышает остальные сооружения. Глядя на монастырь с внешней стороны, крыши их заметно выделяются даже на фоне ступенчатых построек.

Правая - называется Башня (или терем) Колокола (Чжун лоу) (также можно перевести как часовая башня) имеет 4 этажа, надстроенные ярусами друг над другом. На входе, прямо напротив ворот, огромный (7 м) Будда Подземного Мира, весом 6 тонн. Под куполом башни висит огромный колокол, им когда-то отмеряли часы (стражи) в монастыре.
Слева - "Башня Барабана" (Ку лоу), считается, что барабан расположенный внутри - самый большой в Китае.

Перед входом в Колокольную Башню, на прочном каменном основании стоит живая легенда и свидетельство славной истории Шаолиня - знаменитая стела основателя Танской Династии императора Ли Шимина. Установлена в 728 г., в честь подвига 13 монахов Шаолиня, победивших мятежника Ван Шичуна и восстановивших на престоле законного наследника. После столь знаменательного события Шаолинь был объявлен императорским декретом Первым монастырем поднебесной (тхиэнь ся и мин), ему были пожалованы богатые дары и тысячи цинов пахотных угодий...а также местным монахам-вусэнам (в отличие от всех других буддийских монастырей) разрешено было употребление в пищу мяса и вина, в силу суровости климатических условий (особенно зимой) и тяжести их тренировок (в лечебных и оздоровительных целях), однако шаолиньские монахи так и не воспользовались этим разрешением, и питаются согласно монашескому уставу.

Здесь же стела 3 учений. 3 самых влиятельных учения Поднебесной империи - это конфуцианство, даосизм и буддизм.